Целью исследования являлась оценка динамики имеющихся различий структуры мозга и когнитивных различий между детьми с сахарным диабетом 1 типа и здоровым контролем без сахарного диабета.

У 144 детей с сахарным диабетом 1 типа и 72 детей группы контроля (средний возраст исходно 7,0 ± 1,7 года, 46% девочки) проведена МРТ без наркоза и выполнено тестирование конгнитивных функций до четырех раз в течение 6,4 ± 0,4 лет (диапазон 5,3-7,8 года). Оценка уровня HbA1c и непрерывный мониторинг глюкозы проводились ежеквартально.

Результаты

Общий объем мозга, серого и белого вещества, а также коэффициенты общего и вербального интеллекта (IQ) были ниже в группе детей с диабетом в возрасте 6, 8, 10 и 12 лет, причем предполагаемые групповые различия в общем IQ тесте составили −4,15, −3,81, −3,46, −3,11 соответственно (Р < 0,05), а различия в общем объеме мозга −15,410, −21,159, −25,548, −28,577 мм3 × 103 в возрасте 6, 8, 10 и 12 лет соответственно (Р < 0,05).. Различия в исходном уровне сохранялись или увеличивались с течением времени, а объем мозга и когнитивные показатели отрицательно коррелировали с уровнем HbA1c и более высоким уровнем глюкозы в крови.

Таким образом, изменения объемов мозга и когнитивных показателей сохраняются с течением времени у детей с ранним дебютом сахарного диабета 1 типа. Эти различия связаны с показателями гипергликемии. Вопрос о том, обратимы ли данные изменения при тщательном контроле диабета, требует дальнейшего изучения. Результаты этой работы подтверждают гипотезу о том, что мозг является органом-мишенью для сахарного диабета у маленьких детей.

  1. Nelly Mauras, Bruce Buckingham, Neil H. White, Eva Tsalikian, Stuart A. Weinzimer, Booil Jo, Allison Cato, Larry A. Fox, Tandy Aye, Ana Maria Arbelaez, Tamara Hershey, Michael Tansey, William Tamborlane, Lara C. Foland-Ross, Hanyang Shen, Kimberly Englert, Paul Mazaika, Matthew Marzelli, Allan L. Reiss, for the Diabetes Research in Children Network (DirecNet)
  2. Diabetes Care 2021 Jan; dc202125. https://doi.org/10.2337/dc20-2125