В клинических рекомендациях паратиреоидэктомия предлагается для замедления прогрессирования хронической болезни почек у пациентов с первичным гиперпаратиреозом (ПГПТ) и расчетной скоростью клубочковой фильтрации (рСКФ) менее 60 мл/мин/1,73 м2. Тем не менее, имеются весьма ограниченные данные, подтверждающие влияние паратиреоидэктомии на функцию почек в долгосрочной перспективе.

Целью данной работы явилось сравнение частоты стойкого снижения рСКФ не менее чем на 50% среди пациентов с ПГПТ, у которых была выполнена паратиреоидэктомия, по сравнению с пациентами, получавшими консервативное лечение. Эмуляция исследования была выполнена с использованием наблюдательных данных взрослых пациентов с ПГПТ, для выполнения статистических расчетов использовалась расширенная модель Кокса.

В исследование включались пациенты из базы данных системы здравоохранения ветеранов, у которых был диагностирован ПГПТ с 2000 по 2019 г.

Первичной конечной точкой являлось стойкое снижение рСКФ не менее чем на 50 % по сравнению с исходным значением.

Среди 43697 пациентов с ПГПТ (средний возраст 66,8 года) у 2928 (6,7%) рСКФ снизилась не менее чем на 50% при медиане наблюдения 4,9 лет. Взвешенная кумулятивная частота снижения рСКФ составила 5,1% через 5 лет и 10,8% через 10 лет у пациентов, перенесших паратиреоидэктомию, по сравнению с 5,1% и 12,0%, соответственно, у пациентов, получавших консервативное лечение. Скорректированный риск снижения рСКФ не отличался между группами паратиреоидэктомии и консервативного лечения (отношение рисков [ОР] 0,98 [95% ДИ, 0,82–1,16]). Анализ подгрупп, продемонстрировал, что функция почек до лечения не влияла на эффективность терапии. Паратиреоидэктомия была связана со сниженным риском первичного исхода у пациентов моложе 60 лет (ОР 0,75; ДИ 0,59-0,93]), что не было очевидным среди лиц в возрасте 60 лет и старше (ОР 1,08; ДИ 0,87-1,34).

Ограничением исследования явилось преимущественное включение мужчин и использование наблюдательных данных.

Авторы приходят к заключению, что паратиреоидэктомия не влияет на долгосрочную функцию почек у пожилых пациентов с ПГПТ. Потенциальные преимущества, связанные с функцией почек, не должны быть основным фактором при выборе тактики лечения ПГПТ.

Carolyn D. Seib, MD, MAS; Calyani Ganesan, MD, MS; Adam Furst, MS; Alan C. Pao, MD; Glenn M. Chertow, MD, MPH; John T. Leppert, MD, MS; Insoo Suh, MD; Maria E. Montez-Rath, PhD, MS; Alex H.S. Harris, PhD, MS; Amber W. Trickey, PhD, MS; Electron Kebebew, MD; Manjula Kurella Tamura, MD, MPH

https://doi.org/10.7326/M22-2222