Служба профилактики повторных переломов (FLS) считается наиболее эффективным подходом для предотвращения повторных переломов.

В этом исследовании авторы оценили, влияет ли внедрение FLS на снижение риска последующих переломов и смертности в течение 3 лет наблюдения. В общей сложности было включено 8682 пациента в возрасте 50-90 лет с недавним переломом. Перед внедрением FLS выполнялись стандартные нормативы лечения переломов (pre-FLS). После внедрения FLS пациенты приглашались в центры FLS, где проводилась оценка наличия остеопороза, переломов позвонков, метаболических заболеваний костной ткани, принимаемых препаратов и риска падений, также назначалось антиостеопоротическое лечение для предотвращения переломов в соответствии с голландскими национальными рекомендациями. Все переломы были подтверждены рентгенологически и классифицированы на основные/переломы бедра (кости таза, проксимальный отдел плечевой кости или большеберцовой кости, тела позвонков, множественные переломы рёбер, дистальный отдел бедренной кости) и не основные/другие переломы (все остальные переломы).

Риск смертности оценивался с использованием скорректированных по возрасту и полу моделей пропорциональных рисков Кокса. Для последующих переломов модели пропорциональных рисков Кокса были скорректированы с учетом возраста, пола и риска смерти. Группа до внедрения FLS состояла из 2530 пациентов (72% женщин), из которых 1188 (46,9%) имели основные переломы/переломы бедра, группа после внедрения FLS состояла из 6152 пациентов (69% женщин), из которых 2973 (48,3%) имели основные переломы/переломы бедра. У пациентов с не основными переломами/переломами других локализаций не было различий в последующем риске не основных переломов или смертности между группами до и после внедрения FLS. У пациентов с основными переломами риск смертности был ниже после внедрения FLS (ОР 0,84; 95% ДИ 0,73-0,96), а последующий риск основных переломов был ниже в первые 360 дней после внедрения FLS (SHR 0,67; 95% ДИ 0,52–0,87).

Таким образом, внедрение FLS было связано с более низким риском смертности в первые 3 года и более низким риском последующих основных переломов в течение первого года у пациентов с основными переломами или переломами бедра, но не у пациентов с переломами других локализаций.

Lisanne Vranken, Irma J.A. de Bruin, Annemariek H.M. Driessen, Piet P.M. Geusens, John A. Eisman, Jacqueline R. Center, Robert Y. van der Velde, Heinrich M.J. Janzing, Sjoerd Kaarsemaker, Joop P. van den Bergh, Caroline E. Wyers

https://doi.org/10.1002/jbmr.4674