При невозможности достичь контроля гестационного сахарного диабета при помощи диеты, обычно назначается инсулин. В последние годы было опубликовано несколько исследований, в которых показано, что метформин может приводить, по крайней мере, к таким же акушерским и перинатальным исходам, как и инсулин. Тем не менее, не все клинические рекомендации одобряют его использование, и клиническая практика неоднородна.

Данное исследование было направлено на то, чтобы проверить, может ли метформин обеспечить тот же контроль гликемии, что и инсулин, и аналогичные акушерские и перинатальные результаты с хорошим профилем безопасности у женщин с гестационным сахарным диабетом, который не контролируется должным образом с помощью изменений образа жизни.

Исследование "Метформин при гестационном диабете" представляет собой многоцентровое открытое рандомизированное клиническое исследование с параллельными группами, проведенное в 2 больницах Малаги (Испания), в котором приняли участие женщины с гестационным сахарным диабетом, нуждавшиеся в фармакологическом лечении. Женщины в возрасте от 18 до 45 лет, во втором или третьем триместрах беременности, были рандомизированы для получения метформина или инсулина (детемир или аспарт). Основными исходами были (1) контроль гликемии (средняя гликемия, до и после приема пищи) и эпизоды гипогликемии и (2) акушерские и перинатальные исходы и осложнения (артериальная гипертензия, тип родов, недоношенность, макросомия, госпитализация в отделение интенсивной терапии новорожденных, респираторный дистресс-синдром, гипогликемия, желтуха). Анализировались все рандомизированные пациенты.

В период с октября 2016 года по июнь 2019 года были рандомизированы 200 женщин: 100 в группу, получавшую инсулин, и 100 в группу, получавшую метформин. Средняя гликемия натощак и после приема пищи не различалась между группами, но постпрандиальная гликемия была значительно лучше после обеда или ужина в группе, получавшей метформин. Эпизоды гипогликемии наблюдались значительно чаще в группе, получавшей инсулин (55,9% по сравнению с 17,7%; ОШ 6,18; 95% ДИ 3,134-11,944; р=0,000). Женщины, получавшие метформин, набрали меньший вес с момента регистрации до предродового визита (36-37 недель беременности) (1,35±3,21 по сравнению с 3,87±3,50 кг; р=0,000). Индукции родов (45,7% [метформин] по сравнению с 62,5% [инсулин]; ОШ 0,506; 95% доверительный интервал 0,283-0,903; р=0,029) и кесарева сечения (27,6% [метформин] по сравнеию с 52,6% [инсулин]; ОШ 0,345; 95% ДИ 0,187-0,625; р=0,001) были значительно ниже в группе, получавшей метформин. Средняя масса тела при рождении, макросомия и частота осложнений у младенцев не отличались между группами. Более низкая частота кесарева сечения у женщин, получавших метформин, не была связана с макросомией, большой или малой для гестационного возраста, или другими осложнениями беременности.

Таким образом, лечение метформином было связано с лучшим контролем гликемии после приема пищи, меньшим риском эпизодов гипогликемии, меньшим увеличением массы тела матери и низкой частотой неудач в качестве монотерапии. Большинство акушерских и перинатальных исходов были одинаковыми в группах метформина и инсулина.

María J Picón-César, María Molina-Vega, María Suárez-Arana, Ernesto González-Mesa, Ana P Sola-Moyano, Reyes Roldan-López, Francisca Romero-Narbona, Gabriel Olveira, Francisco J Tinahones, Stella González-Romero

DOI: 10.1016/j.ajog.2021.04.229